Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Памятки по русскому языку ПАМЯТКА № 1. /Как писать сжатое изложение. 1. Как слушать текст первый раз? - во время первого чтения внимательно слушать весь текст; выделять существенное ; мысленно делить текст на смысловые части, чтобы понять, о чем говорится в каждой из них и о чем весь текст, каково его содержание ( во время чтения текста ничего не писать); - определить общий смысл текста, его основную мысль, в соответствии с которой написаны отдельные части и весь текст, чтобы понять, зачем написан текст; - мысленно выделить опорные слова (главные ) и словосочетания, которые относятся к ним непосредственно и часто служат определяющими (имена прилагательные , наречия и др.), чтобы понять , какую роль они выполняют в тексте , как в них отражается индивидуальный стиль автора (о чем текст , для чего написан , как написан). 2. Как работать в перерыве после первого чтения текста? - первоначально не писать связный текст, схематично изобразить общее представление о тексте в черновике. Для этого записать в столбик в середине листа с пропусками между строками опорные слова и словосочетания , чтобы понять логику текста , отраженную в этих словах , и основную мысль текста: Опорное слово Опорное слово Опорное слово; - придумать заголовок в соответствии с содержанием текста, по заголовку еще раз проверить свое представление о логике текста, который, вероятно, будет в форме рассуждения в публицистическом стиле; - схематичное изображение текста с опорными словами поможет увидеть первооснову сжатого варианта, в которую можно сделать добавления других слов, окружая ими опорные слова с разных сторон и подбирая средства связи ; здесь же можно применить приемы сжатия текста (исключение, обобщение, замена ), чтобы не добавить подробности и дополнительную информацию. 3. Как слушать текст во второй раз? - На этом этапе необходимо конкретизировать первое впечатление от текста, по возможности делая письменные исправления и дополнения в схематично составленную основу текста; здесь нужно соотнести отдельные части с опорными словами по смыслу для создания текста, разграничивая их и имея в виду отдельные абзацы в будущем тексте; - далее следует представить более конкретно логику авторского рассуждения или размышления и соотнести ее со своей схемой - необходимо проверить лексическую точность окружения опорных слов , лексическую сочетаемость отдельных выражений , подбирая при необходимости свои слова на уровне авторского замысла. 4. Написать черновик изложения в соответствии с заголовком по отработанной схеме: --проверить соотношение и взаимосвязь микротем в частях текста ; --соотнести смысл каждой части с общей основной мыслью, отраженной в одном из предложений; -- сделать окончательные исправления и дополнения (текстовые, лексические, стилистические ) -- проверить черновик не менее двух раз. 5. Написать чистовик изложения и вновь проверить не менее двух раз.
ПАМЯТКА № 2. /Как написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему/ Необходимо ответить на вопрос аргументировано, выполнив при этом определенные требования. 1. В соответствии с темой вопроса написать небольшое вступление в одном из трех вариантов: -- О пунктуации как правописном разделе русского языка, в котором изучаются знаки препинания, без которых нельзя обходиться в письменной речи; -- О системе знаков препинания , в которой насчитывается 17 условных знаков ; -- Об основных знаках препинания 2. Начиная основную часть , можно повторить вопрос темы, чтобы потом на него отвечать .Можно отвечать сразу, для чего необходимо сформулировать ответ, который в тоже время будет тезисом , показывающим общее назначение знаков препинания , связанное с правильным восприятием и пониманием написанного текста. 3. Далее необходимо привести 2-а аргумента, соответствующих тезису и говорящих о разных функциях знаков препинания. Для введения, выделения и разграничения аргументов желательно пользоваться вводными словами «во – первых» и «во – вторых». Аргументы могут быть связаны с точным употреблением знаков препинания, не очень точным применением знаков препинания, с неправильным применением и с отсутствием знаков препинания. Чтобы проиллюстрировать ошибочные случаи, можно предположить, в каком предложении это произойдет и как это приведет к неправильному пониманию смысла написанного. 4. Найти в исходном тексте примеры к каждому из аргументов и указать номера предложений из текста или процитировать их (примеры не из данного текста приведут к снижению балла). 5. Сделать вывод исходя из тезиса:
- о точной передаче информации важной для любого серьезного дела ; - о точности употребления знаков препинания, которая ведет к улучшению письменного общения ; - о выражении разных смыслов сообщения; - о выражении разных эмоций с помощью знаков препинания, что улучшает или ухудшает настроение текста. 6. Написать заключение в соответствии со вступлением, о том, что нужно знать и другие особенности оформления письменной речи. 7. Сочинение необходимо сначала выполнить на черновике, хорошо проверить его, а затем переписать в чистовик и проверить не менее двух раз. ПАМЯТКА № 3. / Как написать сочинение на свободную тему/ 1. Написать заголовок (в черновике) и все сочинение-рассуждение строить в соответствии с ним. 2. Для вступления найти подходящую фразу из изложения. 3. Немного сказать о герое эпизода, опираясь на важные слова о нем из заданий А1 – А4 теста, при этом не пересказывая текст. 4. Отразить позицию автора по отношению к герою, указать на языковые средства выразительности. 5. Передать свое мнение о герое, взяв в качестве тезиса тему сочинения – рассуждения. 6. Привести два примера - аргумента для доказательства выдвинутого тезиса (желательно с привлечением вводных слов « во-первых» и « во-вторых»). 7. Сделать вывод в соответствии с тезисом по формуле «…если, …то», который может совпасть с заключением. 8. Проверить черновик два раза, переписать сочинение на чистовик и проверить не менее двух раз. | |
Просмотров: 9016 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||