Недавно достоянием СМИ
стали скандальные новации Минобрнауки, которые готовятся в рамках инициативы
«Наша новая школа». О ней недавно рассказал Дмитрий Медведев в послании
Федеральному Собранию. Ее основные тезисы: модернизация системы
педагогического образования, постепенная ликвидация профильных вузов и работа
в школе для всех желающих. Впрочем, это лишь часть революционных перемен. Как
стало известно, директоров российских школ Минобрнауки намерено превратить в
менеджеров, а среднее образование сделать платным. Эксперты уже заявили, что
от такой «модернизации» часть россиян погрузится в безграмотность.
Готовящаяся реформа
среднего образования в РФ повергает в ужас преподавателей, ученых,
общественных деятелей и родителей школьников.
Как передает
корреспондент РИА «НР», накануне ресурс «Завуч.инфо» проанонсировал параметры
готовящейся «модернизации» средней школы, согласно которой в средних
образовательных учреждениях останется только три бесплатных урока.
По словам редактора
информресурса Евгения Барановского, к нему эта информация попала от одного из
директоров школы Ленинградской области.
«Ситуация очень
страшная. На курсах повышения квалификации 40 директорам школ озвучили такую
модель: ученик приходит на три урока, которые полностью оплачиваются
государством. Затем идет на обед, а после по выбору идет на следующий предмет
- это может быть биология или любая другая дисциплина. Вот эта вторая тройка
часов финансируется государством уже на 30%. Причем, в открытую было сказано,
что до учителей школ эту информацию доводить не стоит. Все это говорит о том,
чтофактически в России собираются вводить платное среднее образование»,
- рассказал редактор ресурса «Завуч.инфо» Евгений Барановский.
На тех же курсах, по
словам Барановского, директорам школ было сказано, что новое
поколение учеников должно быть: «наглым, дерзким и знать себе цену».
Как отмечает
корреспондент «НР», в Конституции Российской Федерации (ст. 43, п. 2)
говорится, что каждому россиянину гарантируются общедоступность и
бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального
образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и
на предприятиях.
По словам
Барановского, реформаторы это положение формально нарушать не намерены: «основное
образование» будет предоставлено в объемах этих трех бесплатных уроков.
На вопрос, почему
кроме директоров школ Ленинградской области подобная «реформаторская»
инициатива никому до сих пор не известна, Евгений Барановский ответил, что,
возможно, это уже знают и в других регионах, но нынешнее педагогическое
сообщество крайне неохотно общается с журналистами. Многие просто запуганы и
ничему не верят.
Между тем, согласно
официальным данным, в РФ за чертой бедности проживает 40% населения. То
есть не менее 40% детей не смогут получить среднее образование в
полной мере, а значит - не смогут рассчитывать на получение
средне-специального и высшего образования в дальнейшем.
Зампред комитета
Госдумы по образованию (фракция КПРФ) Олег Смолин возмущен «очередной
попыткой» министра образования Фурсенко сделать общеобразовательную школу
платной.
«Это не первый раз.
Еще в 2004 году он предложил сделать российскую школу частично платной. И
тогда, слава богу, под нашим давлением удалось эту позицию отбить. Кроме
того, существует российское законодательство (его пока никто не отменял),
которое утверждает, что полное общее и среднее образование в России является
обязательным и бесплатным. Но я не исключаю, что, желая сэкономить на всем,
на чем можно, будут предприниматься попытки расширить платное начало в
школе», - отметил Смолин.
«Если мы не собираемся
быть сырьевой страной с нефтяной экономикой, то нам нужно восстанавливать так
называемую эгалитарную систему образования - т.е. дающую равные возможности.
Я напомню, что в 20
веке наша страна пережила много войн, революций и репрессий, но, тем не
менее, мы были второй страной науки в мире и входили в тройку самых
образованных народов мира. Одна из главных причин этого - система образования
обеспечивала равные возможности.
Тем более это
необходимо в 21 веке», - подчеркнул депутат Госдумы от КПРФ.
Олег Смолин в интервью
РИА «НР» заявил, что «если будут поступать предложения от министерства
образования и науки по расширению платности образования для наших полунищих
граждан, мы (я имею в виду и левые фракции, и моих единомышленников в
комитете по образованию и науке и движение «Образование - для всех») будем
делать все возможное, чтобы этого не допустить».
«Беспокоит и вторая
новация, - отметил Смолин. - Президент Медведев сказал о том, что надо
привлечь в школу новую кровь, новых людей, в том числе, не имеющих педагогического
образования, но при этом дать им возможность доучиться на краткосрочных
курсах.
Я думаю, конечно, в
мире немало людей с природным педагогическим талантом. И если такие люди
действительно хотят в школу - то им надо открыть дорогу, при условии, что они
будут параллельно получать дополнительное педагогическое образование. Мы же
не говорим, что учителя можно переквалифицировать в хирурга путем
краткосрочных курсов. Почему мы считаем, что через краткосрочные курсы
человека с другой специальностью можно переквалифицировать в хорошего
учителя?».
Представители
образования из регионов настроены не менее решительно. Кандидат
географических наук Пермского госуниверситета Роман Юшков в интервью «НР»
заявил, что «новый этап реформы образования направлен на окончательное
одичание и варваризацию России».
«Мы движемся куда-то в
сторону Афганистана. Но у нас все будет хуже, потому что там есть религия,
скрепляющая общество, каркас, а у нас население светское, безыдейное,
развращенное пропагандой. Поэтому, если оно будет еще и необразованным, то
это будет невиданная дикость, агрессия. И власть тьмы», - отметил Юшков.
Что касается того, что
для работы в школах, возможно, будут привлекаться «люди с улицы», то, по
словам пермского ученого, это решение абсолютно маразматическое.
«Конечно, есть в народе самородки, которые могут что-то дать детям. Но кто их
будет выбирать? Как правила, они в других местах задействованы. А в школу,
вероятно, придет социальный балласт, которому некуда больше приткнуться -
необразованный и бестолковый», - отметил преподаватель Пермского
госуниверситета.
Коллегу из Прикамья
поддерживает старший научный сотрудник Научно-исследовательского института
ядерной физики МГУ, кандидат физико-математических наук Андрей Турундаевский:
«Обсуждаемый вариант
реформы вызывает большие сомнения. Во-первых, дезорганизация работы
педагогических институтов приведет к уменьшению притока в школы
подготовленных кадров. Замена их наскоро переподготовленными выпускниками
других вузов выглядит проблематично. Скорее всего, в школы пойдут наименее
успешные специалисты.
Далее, отказ от
государственного финансирования части занятий автоматически провоцирует
«экономию». При этом, скорее всего, пострадает естественнонаучный цикл. Дети
из богатых семей будут платно учить экономику и юриспруденцию, из бедных -
ограничиваться чисто практическими навыками. В итоге, удар будет нанесен и по
судьбам детей, и по научно-техническому прогрессу. Кто завтра будет работать
в лабораториях?», - задал риторический вопрос Андрей Турундаевский.
|