Среда, 27.11.2024, 20:07 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
Верх-Катунская СОШ
Д  О  Б  Р  О      П  О  Ж  А  Л  О  В  А  Т  Ь  !


МБОУ "Верх-Катунская СОШ"
659374, Россия, Алтайский край, Бийский район, с.Верх-Катунское, ул.Ленина,23Б

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

 

Для начальной  школы одной из главных является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако работа в этом направлении ещё не достаточно изучена.

Познавательные способности,  формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены  усилия педагогов.

Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным. Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.

На первом году жизни происходит заметный сдвиг  в развитии ребёнка. Ребёнок -  существо любознательное от природы. Поэтому природную детскую любознательность нужно направить в правильное русло.  Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие  недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Школьные уроки нацелены на прохождение программы и недостаточно  внимания уделяется развитию мышления детей. Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал. Для педагогов главной задачей  является  формирование  у детей  устойчивого интереса к предмету и развитие у них логического мышления.

Как известно, мотивация ребенка развивается на протяжении всей жизни. Это происходит благодаря тому, что расширяется и обогащается его жизненный мир, осваиваемый в предметной деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои познавательные и другие способности.

Важной   особенностью в развитии мотивационной сферы младшего школьника является использование игровых форм подачи изучаемого материала. Ведь первоклассник – вчерашний дошкольник, ведущим видом деятельности которого была игра. Резкий, жесткий переход к другому ведущему виду деятельности – учебному – часто ведет к травмированию психики и снижает интерес ребенка к познанию. Сохранение игровых форм  обучения на уроке  способствует плавной, щадящей смене ведущего вида деятельности и к более успешному развитию системы учебно – познавательных мотивов.

Следует заострить внимание на таком важном факторе в развитии учебно – познавательных мотивов, как дозирование наглядности в подаче изучаемого материала. Наглядно–образный тип мышления ребенка младшего школьного возраста предъявляет особые требования к зрительному восприятию учебного материала.

Ещё один важный ресурс в развитии учебно–познавательных мотивов – индивидуализация процесса обучения и возможность выбора путей для самосовершенствования.

Содержательно–логические задания развивающего характера включаются в каждый урок  в течение всего учебного года. Это:

*    Задания на развитие и совершенствование внимания. В этот раздел включены содержательно–логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные  предметы и виды деятельности. В своей работе я использую  задания на отыскивание ходов в обычных и комбинированных лабиринтах, пересчет предметов, различные дидактические игры с целевой установкой на внимание, таблицы Шульте.

1.«Найди карточку». Игра развивает точность восприятия и степень внимательности.

Для игры понадобится два набора карточек, на которых написаны слова: кот, ток, тот, дом, шар, дым. Один набор карточек раскладывается перед ребенком, второй у ведущего. Ведущий поочередно показывает ребенку одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди его карточек.

2. «Курочка и цыплята».

Игра помогает закрепить умение ребенка считать до 10.

Игроки выбирают «курочку», остальные – «цыплятки». Ведущий  читает стихи: Вышла курочка гулять,

 Свежей травки пощипать.

 А за ней ребятки-

 Желтые цыплятки.

Курочка: Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко,

                 Не ходите далеко.

Курочка клюет (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнутся – пропищать столько же раз.

3. «Стук – стук»

4. «Слушай хлопки»

5. «Съедобное – несъедобное»

*    Задания на развитие восприятия и воображения – отыскание пар одинаковых фигур, преобразование фигур и объектов, выложенных из счетных палочек.

1. Упражнение «Чуткий слух»

Для выполнения задания нужна небольшая прозрачная коробка с крышкой, а также штук 7-9 предметов, легко помещающихся в эту коробку.

Задание ребенку:

-Определи на слух количество предметов в коробке.

Ребенок прежде чем назвать число, может подержать коробку в руках и потрясти над ухом.

2. Данное задание направлено на развитие понятий «вне» и «внутри».

Задание:

Отметь синим карандашом точку, которая расположена вне круга, но внутри треугольника.

Отметь красным карандашом точку, которая расположена вне круга и вне треугольника.

Отметь зеленым карандашом точку, которая расположена внутри круга, но вне треугольника.

Отметь жёлтым карандашом точку, которая расположена и внутри круга, и внутри треугольника.

 

 

 

 

 

3. Графический диктант Эльконина.

4. Геометрическое лото

*    Задания на развитие памяти – дидактические  игры «Запомни изученные слова», «Цепочка слов», зрительные диктанты и т.д.

1.«Пары картинок». Подбери 708 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется с изображением леса, а изображение чайника – рядом с изображением чашки. Возможны любые взаимосвязи предметов.

Задание: - Внимательно рассмотри все рисунки и постарайся запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд.

2. «10 слов».

*    Задания на развитие мышления включают в себя систему содержательно–логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации.

1.     «Определение последовательности событий»

2.     «Поиск закономерностей»

3.     «Разноцветные мячи»

Приведенные примеры заданий и игровых упражнений способствуют развитию познавательных способностей, расширению кругозора, а также успешному овладению программным материалом, что создает условия для успешного продолжения обучения в средней школе.

Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр, на мой взгляд, является одной из важнейших задач учителя начальной школы.

Категория: Мои статьи | Добавил: v-katun (26.03.2011)
Просмотров: 2216 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: