Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Для начальной школы одной из главных является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако работа в этом направлении ещё не достаточно изучена. Познавательные способности, формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создаёт большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов. Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным. Все эти способности развиваются, совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной познавательной деятельности. На первом году жизни происходит заметный сдвиг в развитии ребёнка. Ребёнок - существо любознательное от природы. Поэтому природную детскую любознательность нужно направить в правильное русло. Далее темпы умственного развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Школьные уроки нацелены на прохождение программы и недостаточно внимания уделяется развитию мышления детей. Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развиты и хорошо воспитаны. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя природный потенциал. Для педагогов главной задачей является формирование у детей устойчивого интереса к предмету и развитие у них логического мышления. Как известно, мотивация ребенка развивается на протяжении всей жизни. Это происходит благодаря тому, что расширяется и обогащается его жизненный мир, осваиваемый в предметной деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои познавательные и другие способности. Важной особенностью в развитии мотивационной сферы младшего школьника является использование игровых форм подачи изучаемого материала. Ведь первоклассник – вчерашний дошкольник, ведущим видом деятельности которого была игра. Резкий, жесткий переход к другому ведущему виду деятельности – учебному – часто ведет к травмированию психики и снижает интерес ребенка к познанию. Сохранение игровых форм обучения на уроке способствует плавной, щадящей смене ведущего вида деятельности и к более успешному развитию системы учебно – познавательных мотивов. Следует заострить внимание на таком важном факторе в развитии учебно – познавательных мотивов, как дозирование наглядности в подаче изучаемого материала. Наглядно–образный тип мышления ребенка младшего школьного возраста предъявляет особые требования к зрительному восприятию учебного материала. Ещё один важный ресурс в развитии учебно–познавательных мотивов – индивидуализация процесса обучения и возможность выбора путей для самосовершенствования. Содержательно–логические задания развивающего характера включаются в каждый урок в течение всего учебного года. Это: Задания на развитие и совершенствование внимания. В этот раздел включены содержательно–логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умений переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности. В своей работе я использую задания на отыскивание ходов в обычных и комбинированных лабиринтах, пересчет предметов, различные дидактические игры с целевой установкой на внимание, таблицы Шульте. 1.«Найди карточку». Игра развивает точность восприятия и степень внимательности. Для игры понадобится два набора карточек, на которых написаны слова: кот, ток, тот, дом, шар, дым. Один набор карточек раскладывается перед ребенком, второй у ведущего. Ведущий поочередно показывает ребенку одну из своих карточек и предлагает найти такую же среди его карточек. 2. «Курочка и цыплята». Игра помогает закрепить умение ребенка считать до 10. Игроки выбирают «курочку», остальные – «цыплятки». Ведущий читает стихи: Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней ребятки- Желтые цыплятки. Курочка: Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко-ко, Не ходите далеко. Курочка клюет (стучит карандашом по столу), а детки должны откликнутся – пропищать столько же раз. 3. «Стук – стук» 4. «Слушай хлопки» 5. «Съедобное – несъедобное» Задания на развитие восприятия и воображения – отыскание пар одинаковых фигур, преобразование фигур и объектов, выложенных из счетных палочек. 1. Упражнение «Чуткий слух» Для выполнения задания нужна небольшая прозрачная коробка с крышкой, а также штук 7-9 предметов, легко помещающихся в эту коробку. Задание ребенку: -Определи на слух количество предметов в коробке. Ребенок прежде чем назвать число, может подержать коробку в руках и потрясти над ухом. 2. Данное задание направлено на развитие понятий «вне» и «внутри». Задание: Отметь синим карандашом точку, которая расположена вне круга, но внутри треугольника. Отметь красным карандашом точку, которая расположена вне круга и вне треугольника. Отметь зеленым карандашом точку, которая расположена внутри круга, но вне треугольника. Отметь жёлтым карандашом точку, которая расположена и внутри круга, и внутри треугольника.
3. Графический диктант Эльконина. 4. Геометрическое лото Задания на развитие памяти – дидактические игры «Запомни изученные слова», «Цепочка слов», зрительные диктанты и т.д. 1.«Пары картинок». Подбери 708 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Например, картинка, на которой нарисовано дерево, кладется с изображением леса, а изображение чайника – рядом с изображением чашки. Возможны любые взаимосвязи предметов. Задание: - Внимательно рассмотри все рисунки и постарайся запомнить как можно больше картинок из правого ряда. Через 1-2 минуты уберите картинки из правого ряда, оставив нетронутым левый ряд. 2. «10 слов». Задания на развитие мышления включают в себя систему содержательно–логических заданий, направленных на развитие и совершенствование мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, проведение обобщения и классификации. 1. «Определение последовательности событий» 2. «Поиск закономерностей» 3. «Разноцветные мячи» Приведенные примеры заданий и игровых упражнений способствуют развитию познавательных способностей, расширению кругозора, а также успешному овладению программным материалом, что создает условия для успешного продолжения обучения в средней школе. Активное внедрение в учебный процесс разнообразных развивающих игр, на мой взгляд, является одной из важнейших задач учителя начальной школы. | |
Просмотров: 2216 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |